Христианская психология в пространстве гуманитарной парадигмы

Автор: Мирон Шкробут від 4-06-2016, 09:29, переглянуло: 508

Священник Андрей Лоргус


Когда человек счастлив, он поет, веселится и ликует.
Когда человеку плохо, он плачет, страдает и мучается.
Когда человек заблудился, он сам ищет выход или просит о помощи.
Что делать, если человеку нужен тот, кто может его понять? К кому обратиться?
К Богу. К священнику. И к психологу.

Категорія: Християнська психологія, Наукові статті, Блог о.Андрея Лоргуса

 

ВОЗМОЖНА ЛИ НРАВСТВЕННОСТЬ В ПСИХОЛОГИИ?

Автор: Мирон Шкробут від 4-06-2016, 09:11, переглянуло: 516

Б.С. Братусь.

Я хотел бы начать свой доклад с некоторой оппозиции одному из тезисов, который был высказан Лидией Глебовной, потому что наука как поиск истины имеет в своей основе некий спор, дискуссию, диалог. Свой «антитезис» я обозначил бы следующим образом: нравственность (соответственно этика как область науки, занимающаяся проблемами нравственности) и психология находятся если и не в антагонизме друг к другу, то, по крайней мере, дружеские взаимоотношения у них явно отсутствуют. Между ними существует либо неприязнь, либо сугубо внешнее принятие. Это как два человека, которые терпеть друг друга не могут, но встречаются и говорят: «Здравствуйте». И под этим «здравствуйте» подразумевается вовсе не «будьте здоровы», а что то противоположное.

Категорія: Християнська психологія, Наукові статті, Блог Бориса Братуся

 

Двойное бытие души и возможность христианской психологии

Автор: Мирон Шкробут від 4-06-2016, 08:46, переглянуло: 551

В статье Е. Д. Хомской в «Вопросах психологии» № 3 за 1997 г проведено резкое разделение религии и психологии и постулируется их полная несовместимость. Характерно, что некоторые представители религии тоже отрицают возможность христианской психологии, считая психологию лишенной благодати и служащей лишь темным силам. Они считают, что любой священник может выполнять обязанности психотерапевта, основываясь на аскетике, нравственном богословии и учении святых Отцов. Однако вспомним слова Ломоносова: «Наука и вера взаимно дополняют и подкрепляют друг друга: А благоразумные и добрые люди должны рассматривать, нет ли какого способа к объяснению и отвращению мнимого между ними междоусобия»

Категорія: Християнська психологія, Психологія особистості, Наукові статті, Блог Бориса Братуся

 

Образу з серця прощати

Автор: Мирон Шкробут від 3-06-2016, 15:14, переглянуло: 803

Образу з серця прощатиУ цьому випуску ми роздумаємо над черговим ділом милосеря — образу з серця прощати. У проповіді почуєте про історію лемків, яка може стати для нас прикладом вибачення. Також у програмі три історії прощення: Папи Івана-Павла ІІ, польської співачки Елені Тсока та француза Антуана Леріса.
З християнським психологом Ольгою Климишин розмовляли про те, як образа та непрощення впливають на наше фізичне і психічне здоров'я, які є етапи прощення. А також почуєте про найяскравіші приклади, коли Церква, впокоряючись, просить прощення.

Категорія: Християнська психологія, Психологія особистості, Блог Ольги Климишин

 

А есть ли любовь?

Автор: Мирон Шкробут від 3-06-2016, 09:18, переглянуло: 552

Красникова Ольга Михайловна


Статья напечатана в журнале «Городское танго» июнь/июль 2008 (8).


Это одна из самых загадочных категорий человеческого бытия. С одной стороны, мы не мыслим без нее своей жизни, ищем и ждем ее, ценим превыше всего на свете.

Категорія: Християнська психологія, Психологія особистості, Наукові статті, Блог Ольги Красниковой

 

Психологическая практика и пастырское служение: сравнительный психологический анализ

Автор: Мирон Шкробут від 2-06-2016, 09:32, переглянуло: 508

Иерей Андрей Лоргус

Психология и церковь, наука и религия, священник и психолог – тема сопоставления этих понятий возникает постоянно в самом разном контексте. Один из номеров журнала “Нескучный сад” был посвящен этой проблеме. Ее актуальность не исчезла: несмотря на то, что отошло в прошлое противостояние психологии и церкви, священнослужители и богословы по-прежнему относятся к психологии отрицательно.

Я и мои коллеги, как психологи, так и священнослужители, неоднократно обсуждали проблему положения человека входящего в Церковь: новоначального, только начинающего свой покаянный путь, с одной стороны, в сравнении, с человеком, который начинает длительную психотерапию, становится клиентом, настраиваясь на длительную работу. Что общего у того и другого? Сравнима ли деятельность практического психолога и пастыря? Подменяется ли работа психолога, служением священника,

Категорія: Християнська психологія, Психотерапія і консультування, Наукові статті, Блог о.Андрея Лоргуса

 

МЫ ЖИВЕМ, А СМЕРТЬ НАС СТОРОЖИТ...

Автор: Мирон Шкробут від 2-06-2016, 08:54, переглянуло: 515

Борис Братусь

«МЫ ЖИВЕМ, А СМЕРТЬ НАС СТОРОЖИТ...»*

Аннотация. Рассматривается отношение к времени жизни и смерти на всех возрастных этапах человека. Показано, что смерть уводится из ясной презентации сознанию в темницы бессознательного, при этом ложь накануне смерти лишает его сочувствия и жалости. Акцентируется мысль на том, что, когда делать уже не можешь, надо научиться жить и что успокоение на счет смерти становится на пути к полноте бытия, когда становится не страшно и когда возникает
жажда духовного. Однако человек может лишить себя автономии духовного присутствия.
Ключевые слова: смерть; жизнь; отношение к смерти на этапах возраста; ложь; умение быть; смерть как способ бытия; ужас перед смертью; духовная жажда; проблемы внутренних смысловых коллизий; обособленное самосозидание.

Категорія: Християнська психологія, Наукові статті, Блог Бориса Братуся

 

Психология страсти

Автор: Мирон Шкробут від 1-06-2016, 09:34, переглянуло: 538

Священник Андрей Лоргус


Слово “страсть” звучит в нашей речи так часто потому, что имеет слишком много значений. Рассмотрим некоторые особенности его употребления.

Широта использования этого понятия в разговорной речи, в быту затрудняет его применение в научной лексике, где оно наполнено несколько иным содержанием. В бытовом, или обыденном понимании “страсть” – это сильное переживание, сопровождаемое обычно яркими эмоциональными проявлениями и бурными действиями. Кроме того, в обыденном сознании страсть как состояние человека имеет положительную окраску: часто страстью называют любовь, говорят о страсти к победе, о спортивных страстях.

Но “страсть” в христианской антропологии и аскетике имеет совершенно противоположный нравственный смысл, которым мы и будем руководствоваться. В христианском понимании слово “страсть” имеет несколько значений...

Категорія: Християнська психологія, Психологія особистості, Наукові статті, Блог о.Андрея Лоргуса

 

ХРИСТИАНСКАЯ И СВЕТСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Автор: Мирон Шкробут від 1-06-2016, 08:49, переглянуло: 506

Разговор о христианской и светской психотерапиях можно начать, по крайней мере, со следующих трех вопросов:

1. Каково место христианской психотерапии в общем скла­дывающемся сейчас поле психотерапевтических воззрений и ус­луг?
2. В чем специфика христианской психотерапии, ее отличие от психотерапии светской?
3. Возможно ли реальное соединение, взаимодействие, со­трудничество светской и христианской психотерапий?

Категорія: Християнська психологія, Психотерапія і консультування, Наукові статті, Блог Бориса Братуся

 

Спокуси і пристрасті як предмет психологічного дослідження

Автор: Мирон Шкробут від 18-05-2016, 06:05, переглянуло: 633

Спокуси і пристрасті як предмет психологічного дослідження«Пристрасть» це хворобливий стан душі, який тягне людину до порушення заповідей. Пристрасть - це гріховний навик, який вріс в душу.
Як же позбутися від тиранії гордості, марнославства, зневіри, гніву?
Чому люди з року в рік сповідаються в одних і тих же гріхах, а впоратися з ними не можуть?
На ці питання ми звертаємося до провідних християнських психологам. У бесіді з ними 8 основних пристрастей розкриваються в несподіваному ракурсі - з точки зору християнської психології.

Основні доповідачі:
- Наталія Ініна, викладач психологічних факультетів МДУ ім. М.В. Ломоносова і Російського Православного Університету, психотерапевт-консультант;
- Тетяна Гаврилова, к. Пс. н., професор Московського Міського Психолого-педагогічного Університет;
- Борис Воскресенський, к. Мед. н., доцент кафедри психіатрії та медичної психології Російського Державного Медичного Університету;

Категорія: Християнська психологія, Психологія особистості, Семінари, Блог Наталии Ининой